Когда то давно нам пришла заявка на изготовления радиоролика, ничего такого особенного, всё как обычно, текст обычный «купите холодильник в нашем магазине по супер цене и получите скидку», но поразила сопроводительная информация к тексту: «Голосом доброго холодильника (!) который никогда не ломается (!!) и всегда полного продуктов (!!!)».
В этом случае не важен вопрос «А, собстно, как?». И даже не важен вопрос «А зачем?» Тут главное «Кто это поймёт и оценит»? Ну хорошо – воплотим мы эту «гениальную задумку», выйдет ролик в эфир, первое, как среагируют слушатели — «Чо за даун текст читает?». Заказчик хотел это?
Или скажите мне, почему в организациях-рекламодателях нет никого, кто бы мог внятно написать ТЗ, но обязательно находятся «специалисты» когда предоставляешь готовый продукт? Цитата (дословно): «Мы всем отделом послушали и решили, что в радиоролике что-то не то, что именно не то мы не знаем, но ведь вы профессионал, вы это обязательно услышите и исправите то, что нам не нравится».
Наверное я поторопился. Надо тебя, читатель, погрузить в атмосферу этого судилища.
Представьте себе советский трест, профком, комсомольский вождь, парторг. Со временем это трансформировалось в «коммерческую структуру». Все кто мог работать — при деле: на важных участках, начальники отделов, а «горлопаны широкого профиля» в итоге перетекают в отделы «по связям с общественностью» и «рекламные отделы». И вот сдаём мы рекламный продукт в какой-нибудь ОАО, который вывел из министерства в частное русло какой нужно министр. А люди и система управления та же, как и в этом министерстве-динозавре. Надо же выполненную работу от рекламного агентства принимать, а как это делать и по каким критериям судить непонятно. Не будешь же принимать радиоролик только потому, что там звучит мрачнейший трек любимого (заказчиком) еврейского певца Леонарда Коэна, и всё это фоном к диалогу персонажей мультика про Вини-Пуха, которые картавят и кричат «ой-вей» (думаете я это придумал? Ха-ха три раза!). И вот один «специалист по рекламе» созывает других таких же «специалистов» с близлежащих кабинетов и ну обсуждать! И каждый хочет быть полезен, каждый хочет внести свою лепту, каждый чует то, что подсказывает ему его фантазия. И уже потом, сидя и читая ошарашено отзыв, думаешь: какой ещё более заводной рокнролл можно найти, если и так уже используется оригинальный рокнролл старины Пресли? Где там на 7й секунде может «фонить», если в голосовой слой одного только звукопоглощающего материала 15 см? И как можно расшифровать «Надо что нить такое! А у вас не то…»?
Я не пойму – вы для кого радиоролик делаете, какая целевая аудитория – сотрудники соседних кабинетов?
И вот тут начинается самое интересное – этап называется «Переделки» — подгонка радиоролика под восприятие мира «Бигбосса».
Не понравилась подложка в ролике – фигня – выберем любимый стиль «бигбосса», даже если он идёт в разрез со стилистикой и подачей текста. Дисбаланс между подложкой и подачей текста диктором будет уже резать слух даже «специалисту рекламного отдела» — фигня дубль два – перепишем голос диктора под подложку. Всё – идиллия — стилистика начитки и подложка соответствуют друг другу. Только вот незадача, идея радиоролика уже, либо пропала, либо совершенно извращена, и что должно было ложиться в сознание потребителя цельностью задумки, отторгается им нелепостью несоответствия формы и содержания. Потребитель радиорекламы может благостно и умилительно внимать сладковатому баритону в романтичной оправе музыки, но не хрена он не осознает, что это была реклама бензопил. Зато бигбоссу нравится.
Или как вам нравится синдром «Я плачУ» — это когда клиент считает, что он купил не только производство рекламного аудиоролика, но и некое право «покапризничать». Этакая критика ради критики. Если сотрудничают два профессионала с разных сторон в интересах дела – это одна ситуация...
Читать далее оригинал